Зимний театр

Олимпийский храм или как объединили языческую Олимпиаду с Православием?
14.05.2020
Что растет в Сочи: инжир
14.05.2020

Что посмотреть рядом: Уголок «Фитофантазия», Питьевой бювет, Приморский парк, Дом управляющего царским имением, Гостиница «Жемчужина»
Стоимость: 50 рублей — вход в картинный зал
Время посещения: с 9:00 до 18:00
Добраться на автобусе: 2, 3, 11а, 19, 22, 23, 37, 38, 41, 43, 45, 48, 50, 83, 86, 87, 88, 92, 94, 95, 98, 103, 105, 105к,105с, 113, 120, 121, 125П, 125с — остановка Театральная
Адрес: Краснодарский край, г.Сочи, Центральный район, улица Театральная 2
Координаты театра: 43.572356, 39.730585
Расстояние от остановки до театра: 310 метров

Зимний театр Сочи — это памятник архитектуры и культуры, значение, которого оценено на федеральном уровне. Зимний театр знают многие жители нашей страны, даже никогда не бывавшие в Сочи, что для нестоличного театра большая редкость. Это заслуга телевидения — в Зимнем театре проходят фестиваль «Кинотавр» и Летний кубок КВН. Но
для самого Сочи это не просто площадка для шоу, даже общероссийского масштаба, а символ, по-настоящему знаковое место.

30-е годы — тяжелое время для страны, но Сочи объявлен всесоюзной стройкой. Иосиф Сталин утверждает генеральный план развития города. Кроме новых дорог и величественных парков здесь строятся санатории-дворцы, которые должны
продемонстрировать всему миру как отдыхает советский человек на пути к развитому коммунизму. Безусловно, главная здравница Советского Союза должна была иметь свою культурную площадку, и в 1934 году началось грандиозное строительство Сочинского театра. Здание разместили в новом районе, который в начале 30-х считался окраиной города.(здесь выращивали табак).

Почти одновременно в Сочи возводили монументальные сооружения: ровесниками Зимнего являются Летний театр, здание уполномоченного ЦИК СССР (сейчас Сочинский художественный музей), санаторий имени Орджоникидзе, санаторий имени Ворошилова и др.

Согласно легенде, из нескольких проектов, предложенных советскими архитекторами, сам Сталин выбрал проект малоизвестного архитектора Константина Николаевича Чернопятова. Архитектура здания в стиле неоклассицизма, который в дальнейшем стал называться сталинским ампиром, была особенно популярна в то время. Вместе с Чернопятовым в конкурсе участвовали уже состоявшиеся архитекторы В. Гельфрейх и В.Щуко, часто работавшие в паре и прославившиеся своими монументальными работами, среди которых здание Ленинской библиотеки, Дом Правительства в Сухуми, памятник В.И. Ленину в Санкт-Петербурге. Сам архитектор Зимнего театра ничем выдающимся себя до этого не проявил, и полностью доверить такой проект молодому специалисту побоялись, а потому Гельфрейх и Щуко были назначены ему в консультанты.

Дальнейшая судьба Чернопятова связана с другим регионом страны. После сдачи театра он ничем не прославился, в Сочи больше ничего не проектировал. Ни до, ни после своей главной стройки он не фигурирует в качестве архитектора крупных проектов.

Зато именно ему удалось реализовать идею, как разместить здание лицом к главной дороге (тогда проспект Сталина), не потеряв при этом вид на море. Здание Зимнего — двухфасадное, одной стороной оно обращено к Курортному проспекту, а парадной частью — к морю. По задумке автора, зрители во время антракта будут выходить в фойе, прогуливаться по галереям, образованными колоннадами, дышать морским бризом и любоваться южным закатом.

Архитектура лестничного проема подразумевала, что парадная часть театра будет использоваться во время парадов и праздничных демонстраций. По проекту лестница должна была спускаться к самому берегу, а на боковых выступах планировались скульптуры лошадей — но этим идеям уже не суждено было осуществиться. На крыше должна была быть смотровая площадка, но из-за карстовых полостей и ползущего склона от идеи отказались. Сам театр покрыт золотыми вкраплениями (золотоносные реки).

Строительство Зимнего театра шло высокими темпами, и окончательно завершилось в 1938 году. По официальным данным, театр «сдали» не с первого и даже не со второго раза — комиссия несколько раз находила недочеты в строительстве, поэтому точную дату окончания на сегодня определить невозможно. Официальной датой открытия Зимнего принято считать 15 мая 1938 года, когда состоялось первое представление.

Открывал главную культурную площадку города Московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который представил оперу Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Кстати, в честь празднования 80-летия Зимнего театра решили воссоздать первый концерт. 15 мая 2018 года зрители вновь увидели «Царскую невесту», на этот раз в исполнении солистов центра оперного пения Галины Вишневской.

Зрительный зал, рассчитанный на 970 мест, первых гостей принял в 1937 году — за несколько месяцев до официального открытия. Впрочем, повод был не радостный. Скончался Николай Островский. Более достойной площадки для проведения траурных мероприятий на курорте не нашлось.

На строительство Зимнего театра ушло 11,5 млн советских рублей.

Большинство легенд о Зимнем театре связаны прежде всего с личностью И. Сталина. Несмотря на то, что генералиссимус лично курировал строительство театра, на сегодняшний день нет официально подтвержденных данных о том, что Сталин на самом деле бывал в Зимнем.

Советский лидер маниакально относился к своей собственной безопасности, и потому одной из главных задач архитектора было спроектировать здание таким образом, чтобы обеспечить полную безопасность первого лица страны, а самое главное, его тайное пребывание в храме искусств.

Для этого по правую сторону от сцены была построена специальная сталинская ложа, которая организована и задрапирована так, что ни со стороны зрительного зала, ни со стороны сцены, невозможно понять, находится в ней кто-то или нет. Его кресло стояло под таким углом к сцене, что посетителя ложи невозможно было увидеть. Само пространство было опутано телефонной сетью для связи с Кремлем. Сюда же вел отдельный въезд со стороны гостиницы «Жемчужина», который сохранился и используется по сей день для переноски декораций и реквизита. Сегодня эта ложа
функционирует, закреплена за правительством России и охраняется федеральной службой охраны. Правда, нынешние первые лица страны ею не пользуются, а во время своих визитов предпочитают сидеть в самом зрительном зале.

В потолке театра были специальные отверстия, так называемые «окошки чекистов», через которые сотрудники НКВД могли наблюдать за происходящим в зрительном зале.

Сегодня системы обеспечения безопасности изменились, и помещения для наблюдения в верхнем ярусе театра используются в качестве удачных ракурсов для фотосъемки.

Кроме того, специальные отверстия для наблюдения были спроектированы и в самой люстре в зрительном зале, но после реставрации в начале 2000-х их упразднили за ненадобностью.

В сентябре 1940 года белорусский джазовый эстрадный оркестр под руководством Эдди Рознера неожиданно пригласили в Сочи. Перед самим концертом музыкантов тщательно проверили сотрудники спецслужб и предупредили, что те должны отыграть стандартную программу, не обращая внимания на то, что будет происходить в зрительном зале. Когда занавес поднялся, джазмены увидели ряды пустых кресел, но задавать лишних вопросов в те времена было не принято. После концерта не звучали ни выкрики браво, ни аплодисменты — в полной тишине музыканты собрали свои инструменты и отправились домой. Перед отъездом дирижеру оркестра сообщили, что «хозяину концерт понравился». Может, Сталин хотел вживую послушать знаменитый джаз-бэнд, но, как уже говорилось выше, нигде не запротоколировано, был ли кто-то в литерной ложе.

В театре есть несколько подземных этажей и даже подземные ходы Еще один миф гласит, что для обеспечения безопасности первых лиц страны, в Зимнем театре спроектированы подземные этажи, два подземных хода (один ведет к Морпорту, а второй на гору Батарейка) и даже бомбоубежище. Техническое пространство под сценой, безусловно, есть, а вот наличие подземных тоннелей не подтверждают ни компетентные сочинские краеведы, ни администрация, ни
работники театра.

Подземный ход в историческом центре города действительно был — он шел от военного укрепления форта Александрия на гору Батарейка. По нему можно было покинуть форт в случае осады. Тоннель был проложен еще в 1838, но в 30-е годы, его завалили — боялись, что он обвалится. Что касается потайных ходов под зданием Зимнего театра, официальных подтверждений этому нет.

На фронтоне Зимнего театра установлены скульптуры Логично было бы предположить, что здание театра должны венчать греческие музы Терпсихора (покровительница танца), Мельпомена и Талия (музы трагедии и комедии соответственно).  Однако фасад Зимнего театра украшают не музы, а как принято говорить, аллегорические женские скульптуры, олицетворяющие Живопись, Зодчество и Ваяние (скульптуру). В руках у Живописи кисти, Зодчество держит чертежную линейку и доску, а в руки третьей фигуры раньше была вложена длинная стека — основной инструмент скульптура. К сожалению, стека утрачена и не восстановлена во время реставрации.

Скульптуры сделаны в мастерской Веры Игнатьевны Мухиной (автора знаменитого монумента «Рабочий и колхозница» ее ученицей Надежда Константиновна Венцель.) и по ее авторским моделям. Скульптуры читаются: «Через Архитектуру и Искусство лежит путь к Свободе».

Существует легенда, что женские фигуры были предназначены для другого здания, а именно для дома уполномоченного ЦИК СССР. Этот дом был построен раньше Зимнего театра, там представляли архитектурные проекты, проходили выставки живописи и скульптуры, на которых отбирались предметы для украшения для санаториев. После того,
как Горком партии покинул здание, было принято решение сделать в нем Художественный музей. Было бы логично предположить, что скульптуры, украшающие Зимний театр предназначались именно для нынешнего Художественного музея. Фронтон этого здания до сих пор не имеет скульптурного оформления. Но в этой истории смущает только одно: эти скульптуры слишком велики для здания музея.

Занавес — историческая гордость театра и в этом году ему также исполняется 80 лет. Занавес к открытию сшили из дорого театрального бархата в цехах московского театра Станиславского и Немировича-Данченко, и он поднимался уже на самом первом концерте. По словам сотрудников театра, официальная гарантия на современные занавесы составляет около 20 лет, но занавес Зимнего театра по прогнозам может встретить свой 100-летний юбилей: несмотря на активное использование воздействие агрессивного света софитов, он находится в хорошем состоянии. (Есть мнение, что занавес менялся, ждем подтверждения)

Люстра состоит из хрусталя (созданного советскими инженерами ) и имеет 15 000 лампочек.

Зал и служебные помещения разделяет железный занавес, чей вес равен 22 тоннам.

Размер сцены:

  • Глубина составляет 18 метров,
  • Портал 16,
  • Высота от пола до механизма спуска декораций – 25 метров.

Имеет вращающий механизм. Оркестровую яму на 100 музыкантов. До реконструкции 2005г, под сценой находились пустые стеклянные бутылки, для уникальной акустики.

Президентская ложа

Традиционно в театрах президентская (а в прошлом царская) ложа располагалась посредине второго яруса. В Зимнем театре такая ложа существует, однако по своему назначению практически никогда не использовалась. Как уже  говорилось выше, у Сталина была своя отдельная ложа, а нынешние главы правительств предпочитают сидеть на
привилегированном 10 ряду среди народа. В 90-годы, когда в театре стал проходить фестиваль «Кинотавр» ложу за ненадобностью и вовсе упразднили и организовали в ней световую кинорубку — масштабы кинофестиваля требовали особых условий для светового оборудования.

Своей театральной труппы у театра нет, зато есть свой филармонический оркестр, поскольку долгое время театр по сути был городской филармонией. Сегодня в постоянный репертуар театра входят выступления оркестра, но большая часть времени все же отдана концертам и спектаклям гастролеров.

Кроме того, ежегодно в феврале театр на две недели становится площадкой фестиваля искусств, художественным руководителем которого является Юрий Башмет. В это время в Сочи съезжаются знаменитые музыканты со всего мира.
Естественно предположить, что раз в городе есть Зимний театр, то должен быть и Летний. Он находится в десяти минутах ходьбы от Зимнего, на Черноморской улице (дом 11), в том же туристическом микрорайоне Светлана. Летний театр был построен в 1937 году по проекту архитектора Кролевца в Парке им. Фрунзе, тоже в неоклассическом или псевдогреческом стиле. Летним назван потому, что площадка в нем открытая (без крыши), и концерты проходят только в теплое время года (с марта по конец октября). Выглядит Летний театр вполне помпезно и величественно, но репертуар здесь гораздо проще, чем в Зимнем. В основном это эстрадные концерты. К тому же Летний театр долгое время был закрыт и пребывал в аварийном состоянии, пока в конце 2000-х его не отреставрировали на деньги местного мецената.

В самом Зимнем театре тоже есть ресторан — «Пять свечей», куда многие ходят и отдельно от всякой культурной программы. Вход с торца здания.

На легендарные подмостки в разные годы выходили звезды театра, эстрады и кино: Любовь Орлова, Василий Качалов, Валерия Барсова, Сергей Лемешев, Давид Ойстрах, Елена Гоголева, Игорь Ильинский, Святослав Рихтер, Фаина Раневская, Иннокентий Смоктуновский, Аркадий Райкин, Зала Долуханова, Борис Штоколов, Клавдия Шульженко… Из современников – Юрий Башмет, Валерий Гергиев, Владимир Спиваков, Хосе Каррерас, Олег Табаков, Денис Мацуев, Даниил Крамер, Жан Люк Понти, Ришар Гальяно, Александр Калягин, Юрий Соломин, Михаил Жванецкий, Игорь Бутман…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *